Обращение

"Во времена всеобщей лжи, говорить правду – это экстремизм"
Джордж Оруэлл

четверг, 7 февраля 2013 г.

Ложь о запрете эвакуации из Сталинграда

 По ТВ массово лгут, что Сталин запретил эвакуировать людей из Сталинграда и оставил там умирать женщин и детей. Было ли все так на самом деле?

Из книги А.М. Самсонова "Сталинградская битва":
При возросшей угрозе Сталинграду началась частичная эвакуация его гражданского населения. В соответствии с указанием председателя Комитета по эвакуации СНК СССР Н. М. Шверника 15 августа бюро Сталинградского обкома ВКП(б) совместно с исполкомом областного Совета депутатов трудящихся вынесли постановление “О частичной разгрузке г. Сталинграда”. Этим постановлением намечалось вывезти из г. Сталинграда в Куйбышевскую область 15 тыс. неработающих женщин с детьми и 8—10 тыс. разместить в заволжских районах. На следующий день принято было постановление “Об эвакуации гражданского населения из районов боевых действий Красной Армии”. В пункте первом этого документа говорилось: “На основании постановления Военного совета 62-й армии до 22 августа с. г. эвакуировать все гражданское население из населенных пунктов районов боевых действий в полосе от станицы Паншино, Дмитриевки, Мариновки, Ср.-Царицынского, Н.-Царицынского и левого берега Дона”. 18 августа бюро обкома ВКП(б) совместно с исполкомом облсовета депутатов трудящихся приняли постановление в соответствии с распоряжением СНК РСФСР об эвакуации детских домов за пределы Сталинградской области. Но нависшая над Сталинградом угроза еще не приобрела тогда полностью своих реальных страшных проявлений. Характерным показателем этого является тот факт, что в тот же день, когда местными партийными и советскими органами было принято решение об эвакуации детских домов, состоялось также и постановление о работе средних школ в 1942/43 учебному году в городах Сталинград, Астрахань.

В течение июля и 20 дней августа из города было эвакуировано до 100 тыс. человек, из них местных жителей не более 35—40 тыс.{144} Основная масса жителей Сталинграда оставалась в городе и активно помогала своим войскам. В трудных условиях, порожденных близостью фронта, в городе продолжали работать заводы, выпускавшие вооружение и боеприпасы для частей, ведущих борьбу с немецко-фашистскими войсками. “Несмотря на сильные бомбежки Сталинграда,— говорил М. С. Шумилов,— рабочие Сталинграда не прекращали работы и продолжали давать военную продукцию армии. Например, 64-я армия почти ежедневно получала роту танков, когда дралась на дальних подступах к Сталинграду”. В условиях усиливающихся налетов немецкой авиации десятки тысяч сталинградцов продолжали строить оборонительные рубежи на окраинах и ближних подступах к городу.

Враг продолжал рваться в Сталинград и одновременно подвергал город варварским бомбардировкам. С 23 по 29 августа налеты вражеской авиации совершались непрерывно{206}. Немецкие самолеты бомбили жилью кварталы, заводы, железную дорогу, Волгу и волжские переправы. В горящем Сталинграде самоотверженно действовали по оказанию первой помощи пострадавшему населению подразделения МПВО, рабочие отряды, медико-санитарные взводы, пожарные команды. 24 августа Городской комитет обороны принял постановление об эвакуации женщин, детей и раненых на левый берег Волги. Эвакуация проходила в труднейших условиях. “Город и переправы все время подвергались вражеской бомбежке с воздуха. Огонь пожирал квартал за кварталом. Улицы центра города и Ворошиловского района, идущие к Волге, представляли собой огненные коридоры. Сплошь горел берег Волги. Все причалы и мостки были уничтожены. Население выводилось к берегу небольшими группами. В ожидании переправы оно укрывалось в 100—200 метрах от берега в щелях, блиндажах, водосточных трубах. Когда ослабевал налет вражеской авиации, а это бывало ночами, быстро производилась загрузка катеров. В первую очередь отправляли раненых и женщин с детьми”{215}.

А вот доклад И.Ю. Юнюшкина школа № 25 г. Волжский
Научный руководитель Л.Н. Лошкова
Рецензент Н.В. Кузнецова
(СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА В ИСТОРИИ РОССИИ. ПЯТЫЕ ЮНОШЕСКИЕ ЧТЕНИЯ. Сборник докладов):

В период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) можно отметить несколько крупных эвакуаций. Одна из таких происходила во время Сталинградской битвы. В масштабах войны эвакуация в Сталинграде это не менее крупное мероприятие, чем военная операция по разгрому немецко-фашистской группировки у Волги.

Эвакуация на левый берег Волги осложнялась тем, что вплоть до начала обороны города эвакуированное население, оборудование заводов, колхозное имущество из других районов страны концентрировалось в Сталинградской области и самом Сталинграде. Только с 29 июня 1941 г. по март 1942 г., через Сталинградский эвакопункт проследовало 441 тыс. человек, в том числе 45 тыс. ленинградцев. Восьмого июня 1942 г. в Сталинградскую область переселяется 9 тыс. человек из Смоленской области. Бюро обкома ВКП(б) и исполком облсовета решили направить их в сельские районы. И к началу обороны город был переполнен людьми, ранеными и машинами с различными грузами, что в последствии затруднило эвакуацию.

В городе к началу обороны оставалось 400 тыс. жителей. На предприятиях, в строительных трестах, институтах, учреждениях создавали боевые штабы, которые помогали эвакуировать население города. Штаб направлял коммунистов и комсомольцев, чтобы в условиях осажденного города собрать людей у пунктов переправы. Пункты переправы были созданы в каждом районе Сталинграда. Городской комитет обороны направлял на эти переправы, на спасение населения ответственных партийных и советских работников. Из воспоминаний врача Марии Ильиничны Сокол:

"В начале августа месяца комитетом обороны города Сталинграда был издан приказ, об эвакуации вглубь страны населения непризывного возраста: детей, женщин, стариков. Часть рабочих ИТР вместе с оборудованием завода также были эвакуированы в город Челябинск, Кемерово, Дзержинск для продолжения работы на военных объектах. В 1942 г. 25 июля я получила приказ директора завода № 91 т. Уфлянда А.И. об обеспечении медикаментами рабочих и их семей и организовать медицинское обслуживание переправляемых за Волгу в пути их дальнейшего следования".

Фронтовую навигацию обслуживали 53 самоходных и 108 несамоходных судов Сталинградского речного пароходства. Только Сталинградские речники, вместе с моряками Волжской Военной Флотилии переправили через Волгу 300 тыс. человек.

Основными центрами эвакуации стали производственные богатыри Сталинграда. Это заводы Тракторный, "Красный Октябрь", "Баррикады", завод имени С.М. Кирова № 91.

Второго августа поток эвакуированного населения, а также колхозного и государственного имущества, скота, возрос. Круглосуточно работали волжские и донские переправы. Большая нагрузка легла на Антиповскую, Пролейскую, Бекетовскую, Светлоярскую (Лучка), Каменноярскую (Грачи), Никольскую переправы через Волгу.

Шестнадцатого августа в соответствии с указанием Н.М. Шверника бюро обкома ВКП(б) и исполкома облсовета приняли решение переправить через Волгу в Куйбышевскую область 15 тыс. человек и в заволжские районы 8-10 тыс. человек. Эвакуации подлежали неработоспособные, женщины и дети, семьи бойцов и начсостава Красной армии, семьи рабочих и служащих. Эвакуация возложена на заместителя председателя исполкома облсовета А.М. Полякова. На основании постановления Военного совета 62-й Армии принято решение об эвакуации всего гражданского населения, предприятий, учреждений и всех материальных ценностей из населенных пунктов в районе боевых действий. По решению городского комитета обороны основные переправы были организованы в центральной части города и у заводов Тракторного, "Красный октябрь". Они связывали город с затоном судоремзавода, поселками Красная Слобода, Бобыли. На юге города действовали переправы Сталгрэс-Светлый Яр-Гумрак, вторая переправа организована от речного вокзала, в затон Красной Слободы.

26-27 августа общезаводской штаб, куда входили директор завода Л.Р. Гонор, парторг И.А. Ломакин, председатель завкома И.А. Бруйков, приняли решение об эвакуации. В райцентре Ленинска был создан эвакуационный пункт, во главе которого стал начальник цеха К.А. Замирякин. Началась отправка баррикадцев и их семей на Урал и в Сибирь. Большинство слесарей-сборщиков направляли в Усть-Катав Челябинской области на вагонно-строительный завод.

На "Красном Октябре" был сформирован свой рабочий отряд под командованием И.З. Рожкова. Рабочие завода, которые эвакуировались из Сталинграда в город Челябинск, получали специальные удостоверения.

В Челябинск на пуск нового металлургического завода было отправлено 5 тыс. рабочих и инженерно-технического персонала.

30 августа 1942 г. от командования пришла телефонограмма:

Телефонограмма №1

СТЗ - Задорожному, 221 - Кирьянову, "Красный октябрь" - Матвееву.

Мобилизуйте весь оставшийся состав завода и населения поселков для спасения и вывоза оставшегося оборудования и перебросьте их на левый берег Волги. О ходе и количестве вывезенного оборудования сообщите отделам Обкома ВКП(б) и секретарю обкома ВКП(б) Чуянову.

передал Воронин

принял Бирюков 30.09.42 г.

В сентябре началась эвакуация СТЗ. Танкостроители покидали Сталинград. 29 сентября директор СТЗ К.А. Задорожный отдал приказ -последним работникам эвакуироваться на левый берег Волги, где получить направление на новые предприятия.

Эвакуация в условиях Сталинградской битвы сохранила жизнь тысячам советских людей и позволила сохранить ценное оборудование заводов, колхозов и государственное имущество.

Получается, что эвакуация всеже была. В первую очередь эвакуировали ценное оборудование, стратегические запасы(в т.ч. и скот), детей и неработающих женщин. Остальное население требовалось в городе как источник рабочей силы и формирования ополчения. Это жестоко, но в условиях войны на уничтожение является необходимостью, а не прихотью тирана. Да и в условиях крайне низкой пропускной способности путей эвакуации(в силу географических причин) массовая эвакуация да еще и при сильнейшем противодействии авиации противника, просто физически не осуществима. Все транспортные средства были забиты подвозимыми войсками, оружием и боеприпасами. Все же, несмотря на эти трудности, из Сталинграда было эвакуировано к 20-му августа около 100 тысяч человек. В дальнейшем было эвакуировано еще около 300 тысяч (История Великой Отечественной войны Советского Союза, 1941—1945. М., 1961. Т. 2.). Кстати, постановления об эвакуации прнимались на местном уровне, и Сталин не учавствовал в их принятии. Получается, что местные власти "ослушались" приказания Сталина? Сильно в этом сомневаюсь. Зато недооценка нависшей угрозы местными властями налицо. Возможно, что именно за эти ошибки оправдывается в упоминаемых выше мемуарах секретарь обкома, переваливая всю вину на приказ Сталина (это только мое личное предположение). Получается, что единственный известный мне источник, прямо ссылающийся на приказ Сталина о запрете эвакуации, может быть подвергнут сомнению.
Итак, я попытался рассмотреть разные точки зрения. Какую принять, как оценивать эти события, кажый решит для себя сам.

И по дальнейшей дискуссии, краткое резюме:
1. Насколько мне известно, приказа или постановления о запрете эвакуации в письменном виде не было. Вернее был, но на запрет эвакуации семей партийных и руководящих работников.
2. Напротив, постановление об эвакуации населения было. И было эвакуированно около 400 тыс. человек(из них, 100 тыс. до 20 августа), что в тех условиях было просто фантастикой.
3. По воспоминаниям сталинградцев, до 23 августа(1-ая массир. бомбежка) многие просто не хотели уезжать из города.
4. Действительно, сначала эвакуировали оборудование заводов, колхозное имущество и стратегические запасы. Только после этого начали эвакуацию населения. Это жестоко, но это позволило сохранить множество других жизней.

Определимся с понятиями массовой и тотальной эвакуации. В Сталинграде была проведена именно массовая - 400 тыс. чел., а не тотальная (всеобщая) эвакуация. Во всей истории ВМВ нет примеров ТОТАЛЬНОЙ эвакуации в таких масштабах. А теперь, попытайтесь представить массовую эвакуацию в тех условиях, причем не с позиций "абстрактного гуманизма", а с позиций организации и планирования. Если не управлять этим процессом, то возникнет стихийное неуправляемое бегство, паника. Все транспортные коммуникации были бы наглухо забиты толпой. Что в свою очередь привело бы к срыву переброски войск на помощь 62 и 62 армиям(которые встретили удар численно превосходящего противника) и подвоза боеприпасов и др. обеспечения. И еще одно обстоятельство: если посмотреть на карту, то мы увидим, что 23 августа была перерезана единственная остававшаяся в наших руках жел. дор. ветка по направлению к Фролово. Остались пути эвакуации только через Волгу. И они работали, что подтверждается и очевидцами и документами.

В итоге: с одной стороны ничем не подтвержденные слова якобы Сталина, а с другой, вполне реальная эвакуация населения

1 комментарий:

  1. Статья не убедительная, страдает неполнотой информацией, иными словами, это полуправда - худший вид лжи (академик Д.С.Лихачёв). Нет полной и достоверной статистики.

    ОтветитьУдалить