...помимо хлебопекарной роты, в каждой немецкой дивизии был 
механизированный передвижной мясокомбинат с коптильным цехом и машинами 
по механизированному изготовлению сосисок. Но в немецкой дивизии и 
намека не было на то, что обязательно было в советской дивизии, — и 
намека не было на какой-либо банно-прачечный отряд или отрядик...
    
Как-то
 (когда меня еще приглашали на ТВ) назвал оккупантов «вшивой Европой», 
так ведущий чуть не подпрыгнул от возмущения: «Как?! Европа и вшивая!!»
Некоторые историки и авторы мемуаров о ВОВ также восхищаются бытовым обслуживанием в тогдашней немецкой армии. Вот А.З. Лебединцев пишет: «Сразу
 оговорюсь и скажу честно, что по сравнению с немцами и к их зависти мы в
 морозы имели валенки, шапки-ушанки, полушубки или телогрейки и ватные 
брюки. А «фрицев» и «гансов» зимы заставали в пилотках, тонких 
«демисезонных» шинелях и сапогах с шипами. Но зато они всегда имели 
пакетик «дуста» для борьбы с вшивостью! А мы получили это средство от 
них только после войны, в счет репараций, и покончили в 1947 году с 
извечной вшивостью в нашей деревне, принудительно проводя в селах 
санобработку людей и домашних животных. На фронте мы вели борьбу с 
насекомыми с помощью «бучила», но они были малоэффективными. Напомнил об
 этом потому, что не встречал об этом описаний в нашей исторической и 
художественной литературе. Так из нашей истории мог выпасть целый 
жизненный «пласт» её тогдашнего быта. Хотя благодаря нашей 
медико-санитарной службе нам удалось избежать тифозной эпидемии, как 
было в годы гражданской войны. Это тоже положительный факт истории».
И
 я вспоминаю такой случай. Где-то после, пожалуй, второго класса 
родители отправили меня на лето к дяде в село Златоустовка Криворожского
 района. У дяди Феодосия огород плавно сходил в низинку, в 
которой был длинный и мелкий ставок (пруд), за ставком местность 
поднималась и по хребту возвышенности шла дорога. Теперь я понимаю, что 
это была идеальная местность для занятия немцами обороны «за обратным 
скатом». Между огородом и ставком в земле была видна уже заросшая 
кольцевая выемка. Дядя Феодосий пояснил, что это немецкий окоп под 
пулемет, а окопы стрелков были чуть выше — немцы их выкопали поперек 
огорода дяди, и когда их выбили, то дядя стрелковую траншею зарыл. И 
созрела у меня мысль, что дядя мог в траншее недосмотреть что-нибудь 
интересное, например, пистолет, и если я откопаю эту траншею, то смогу 
найти что-то полезное для своего мальчишеского хозяйства. Дядя понял мои
 намерения, когда я начал просить его указать мне точно, где были окопы,
 и уверил, что он из окопов все забрал и закопал только дуст. Что такое 
дуст, я знал, поскольку отец смешивал его с медным купоросом, когда 
опрыскивал деревья, для меня дуст интереса не представлял, и я отказался
 от идеи перекопать дяде картошку. Александр Захарович, пишет, что 
благодаря дусту, этому подарку «цивилизованных немцев», мы, русские, 
«покончили в 1947 году с извечной вшивостью в нашей деревне», а мой 
дядя, который в безлесной части Украины использовал кабину немецкого 
грузовика под туалет, стволы винтовок и колючую проволоку под ограду, 
немецкие каски под голубиные гнезда, гильзы артвыстрелов для оформления 
входа в погреб, этот дуст закопал, как только похоронил убитых немцев с 
их вшами.
Не
 знаю, может быть, в той деревне, в которой жил Лебединцев, была 
«извечная вшивость», но я, помимо упомянутого села, подолгу жил в селе 
Новониколаевка Новомосковского района и в селе Гуппаловка на границе с 
Полтавской областью, и до отъезда в Казахстан всю жизнь прожил в частном
 доме без удобств, построенном отцом в 1948 г. Так вот, в «нашей 
деревне» я ни разу не видел не только вшей, не только клопов, но я не 
смог увидеть даже таракана, о котором читал в стишке Чуковского. 
Первого таракана в своей жизни я увидел на 24-м году своей жизни в 
общежитии в Казахстане, там же, переселившись в комнату, из которой 
выселился алкаш, увидел и клопов. Потом, много лет спустя, кто-то из 
моих детей лежал в больнице и принес оттуда вшей. Я перепугался и 
предложил жене остричь их наголо, жена покрутила пальцем у виска и 
несколько вечеров старательно мыла детям голову, вычесывая вшей и давя 
гнид. И на этом все закончилось.
Возможно,
 многие цивилизованные и удивятся, но от вшей, клопов и тараканов очень 
хорошо помогает не дуст, а чистота. А с этим делом у русских было так.
Еще
 по хроникам XVI века в быту русских крестьян было принято следующее. В 
субботу женщины обязаны были выстирать белье, вымыть избу, причем полы, 
лавки и столы отдраить дресвой — аналогом наждачной шкурки. В 
воскресенье все шли в баню — а в русской бане температура около 100 
градусов, а белок, из которого состоит тело вши и ее яиц-гнид, 
сворачивается при 70, посему в бане у вшей нет шансов выжить. (А дуст 
гнид не берет.) В безлесной Украине бани тоже были (в Новониколаевке 
была общая), но при их полном отсутствии еженедельно мылись в корыте, а 
парились в русской печи — топили ее, выгребали жар, стлали на под 
соломку и залезали внутрь. Да, в печи париться неудобно, но что 
поделать, если на баню денег нет, а мыться — это наш варварский русский 
обычай? Вот в выпущенной в 1915 году издательством И.Д. Сытина «Географии России» даже о Московском промышленном районе, не безлесном, пишется: «Избы
 в селениях стоят правильной улицей в один или два «порядка», напротив 
изб или на задах идут амбары, свиные сараи, кладовые, овины; бань мало, 
больше моются в печах».
Это «цивилизованным» дуст нужен. А русским-то он зачем? Они же некультурные варвары — они мыться привыкли.
У
 меня есть панегирик немецкой пехотной дивизии, выпущенный издательством
 «Tornado», в нем о немецкой пехоте написано все: и сколько чего, и кто 
чем, и кто за что, и откуда куда. Ну, скажем, помимо хлебопекарной роты,
 в каждой немецкой дивизии был механизированный передвижной мясокомбинат
 с коптильным цехом и машинами по механизированному изготовлению 
сосисок. Но в немецкой дивизии и намека не было на то, что обязательно 
было в советской дивизии, — и намека не было на какой-либо 
банно-прачечный отряд или отрядик. А зачем он им? Они же 
«цивилизованные». Зачем им тратить время на мытье и стирку, если они 
дустом себя посыпали — и готово!
Лебединцев
 с завистью пишет о том, что «только с вступлением в пределы Западной 
Европы наши воины смогли убедиться в огромной разнице их и нашего быта».
 Это так. Но только увидели разницу все по-разному. Мне приходилось 
читать воспоминания девушки, вывезенной немцами в Германию и работавшей у
 немецкого культурного крестьянина служанкой. Приехал с фронта в отпуск 
сын хозяев, утром на кухне мать готовит завтрак, служанка чистит 
картошку, проснувшийся сын входит на кухню, вынимает член и мочится в 
кухонную раковину. Девушку возмущало, что он делал это при женщинах, 
пусть даже одна из них его мать. А нам, получается, нужно восхититься — 
какая «цивилизация»! Русский варвар надевал бы полушубок, обувал бы 
валенки, шел бы куда-то на скотный двор в нужник, а у «цивилизованного» 
немца таких проблем нет — отодвинул в раковине посуду и помочился. 
Кстати о нужниках — это же тоже варварское русское изобретение.
Один
 мой товарищ был в Лувре — бывшем дворце королей Франции — и там в зале 
гобеленов обратил внимание, что гобелены как-то странно, как бы это 
помягче сказать, пахнут. А гид объяснил, что у французов много веков 
нужников не было: днем Его Величество и двор оправлялись под окнами 
дворца, вечерами — по темным уголкам залов, а утром слуги все это добро 
из дворца убирали. Вот королевские гобелены и пропитались многовековым 
запахом «цивилизации». Русские изобретали нужники на улице, а они — 
ночные горшки. Как удобно! Слез с кровати, сделал дело, горшок под 
кровать и снова спи. Цивилизация! А что касается вони, то французы 
изобрели для этого парфюмерию. Не нравится эта вонь, побрызгайся духами и
 будешь вонять по-другому.
Как-то
 читал описание летописцем переезда киевского князя в Новгород, и, чтобы
 подчеркнуть богатство князя, летописец упомянул, что на несколько дней 
впереди свиты князя ехали плотники, которые на месте будущей ночевки 
рубили новую баню, т. е. в уже готовых банях такому богатому князю вроде
 и срамно было париться. Варвар! А вот французские короли хвастались, 
что они мылись два раза в жизни: их обмывали сразу после родов и перед 
тем, как в гроб класть. Это же сколько времени варварские русские князья
 тратили на то, чтобы раздеться, помыться, одеться, а французский король
 кружева нацепил, одеколоном спрыснулся — и порядок! Цивилизация!!! 
Некоторым нашим русским очень завидно…
А
 каков итог? Лебединцев как о недоразумении упоминает, что, несмотря на 
нашу русскую бедность и тупость, несмотря на отсутствие вожделенного 
дуста, в Красной Армии не было эпидемий. Получается у него прямо по 
формуле: «дуракам везет». А как обстояло дело с немцами — со счастливыми
 обладателями дуста?
Уместно
 вспомнить эпизод из воспоминаний самого Александра Захаровича, 
касающийся их труднейшего похода по Украине в зиму 1943/44 года. «Отогревшись,
 пленный начал время от времени судорожно дергать плечами, 
чувствовалось, что у него в белье, как и у нас, немало вшей. Собрав все 
свои познания в немецком, я спросил: «Вас махен зи?» Пленный вскочил и 
доложил: «Партизанен!» Немецкая шутка, давшая вшам название «партизаны»,
 понравилась всем». У советских солдат дуста не было, и наличие у 
них вшей после длительного похода понятно, но ведь, к зависти 
Лебединцева, у немцев дуст был, откуда же и у них «партизаны»?
А вот уже профессиональный историк, исследующий фронтовой быт, пишет в альманахе «Военно-исторический архив», № 8: «Что
 касается Великой Отечественной войны, то для нее было характерно особое
 внимание к санитарно-гигиеническому обеспечению в действующей армии, в 
чем проявился учет жестокого опыта Первой мировой и особенно гражданской
 войн. Так, 2 февраля 1942 г. Государственный Комитет Обороны принял 
специальное постановление «О мероприятиях по предупреждению 
эпидемических заболеваний в стране и Красной Армии». В целях 
профилактики в тылу и на фронте регулярно осуществлялись мероприятия по 
санитарной обработке и дезинфекции, в армии активно действовала 
разветвленная военная противоэпидемическая служба. Причем, на разных 
этапах Великой Отечественной перед ней стояли различные задачи: в начале
 войны — не допустить проникновения инфекционных заболеваний из тыла в 
армию, а затем, после перехода наших войск в наступление и контактов с 
жителями освобожденных от оккупации районов, где свирепствовали эпидемии
 сыпного тифа и других опасных болезней, — от проникновения заразы с 
фронта в тыл и распространения ее среди гражданского населения. И хотя 
случаи заболеваний в наступавших советских войсках, безусловно, имели 
место, эпидемий, благодаря усилиям медиков, удалось избежать».
В
 то же время немецкая армия в течение всей войны была огромным 
«резервуаром» сыпного тифа и других инфекций. Так, в одном из секретных 
приказов по 9-й армии (группы армий «Центр») от 15 декабря 1942 г. 
констатировалось: «В последнее время в районе армии количество заболевших сыпным тифом почти достигло количества раненых».
 И это не случайно: основными переносчиками сыпняка являются вши, а 
жилые помещения противника буквально кишели этими паразитами, о чем 
оставлено немало свидетельств. «Во время наступательного марша мы изредка в ночные часы использовали немецкие блиндажи, — вспоминал С.В. Засухин. — Надо
 сказать, немцы строили хорошие блиндажи. Стенки обкладывали березой. 
Красиво внутри было, как дома. На нары стелили солому. В этих-то 
блиндажах, на нашу беду, мы и заразились вшами. Видимо, блиндажный 
климат создавал благоприятные условия для размножения насекомых. 
Буквально в несколько дней каждый из нас ощутил на себе весь ужас 
наличия бесчисленных тварей на теле. В ночное время, когда 
представлялась возможность, разводили в 40-градусный мороз костры, 
снимали с себя буквально все и над огнем пытались стряхнуть вшей. Но 
через день-два насекомые снова размножались в том же количестве. 
Мучились так почти два месяца. Уже когда подошли к городу Белому, нам 
подвезли новую смену белья, мы полностью сожгли все вшивое 
обмундирование, выпарились в еще уцелевших крестьянских банях и потом 
вспоминали пережитое, как страшный сон». Этот страшный для русских сон и есть «европейская цивилизация».
Лебединцев
 забыл упомянуть в этой статье, что кроме пакетика с дустом немецкие 
солдаты носили и запасец презервативов. Но если бы они ими пользовались!
 А то ведь, насилуя наших женщин и девушек, они забывали их надевать и в
 результате заразили сифилисом и гонореей все оккупированные ими 
области, заразили до такой степени, что это стало проблемой и для наших 
войск при освобождении территорий. В 1943 году ГКО был вынужден отвлечь 
от обороны дефицитнейший каучук для резкого увеличения производства 
презервативов, теперь уже и для Красной Армии.
Надо сказать, что от европейской «цивилизации» даже европейцы-англичане шарахались. Будущий британский фельдмаршал Монтгомери,
 в 1940 году командовавший дивизией британских экспедиционных сил во 
Франции, деликатно написал о вооружении им британских «томми» своей 
дивизии презервативами:
«В
 первую зиму войны я имел серьезные неприятности. Это случилось 
следующим образом. После нескольких месяцев пребывания во Франции 
процент венерических заболеваний в 3-й дивизии заставил меня 
обеспокоиться. Чтобы как-то остановить неприятный процесс, я прибег к 
помощи врачей и даже священников, однако все усилия оказались тщетны, и 
количество заболевших увеличивалось. В конце концов, я решил разослать 
всем нижестоящим командирам конфиденциальное письмо, в котором весьма 
откровенно проанализировал проблему и изложил свои идеи по поводу ее 
разрешения. К несчастью, копия моего письма попала в руки старших 
священников в генштабе, и о моем поступке доложили главнокомандующему. 
Мои взгляды на то, как справиться с проблемой, сочли неприличными, и 
поднялся страшный шум. В генштабе все жаждали моей крови, но Брук
 спас меня, настояв на том, чтобы ему позволили самому разобраться с 
этим делом. Сделал он это без обиняков, я получил от него хорошую 
трепку. Он сказал, кроме прочего, что невысоко оценивает мой опус. Но, 
как бы то ни было, цель, которую я себе ставил, оказалась достигнутой — 
количество венерических заболеваний сократилось».
А
 уж как заражали наши войска немецкие женщины в самой Германии! Можно 
сказать, что немецкие женщины своим бактериологическим оружием отомстили
 нашим бойцам за взятие Берлина. Кстати, и насиловать их не требовалось,
 поскольку они в большинстве своем были убеждены, что обязаны отдаваться
 нашим воинам по их праву победителей. Часть лагерей для советских 
военнопленных на территории Германии действительно переоборудованы в 
венерические госпитали, и здесь рядового и генерала лечили от гонореи 
одинаково зверским способом – другого не было - уколами скипидара в 
позвоночник. Это резко повышало температуру тела, и гонококки, не спеша,
 гибли. Но было очень больно. 
А уж как в самой Германии! Бывший советский военнопленный Ф.Я. Черон,
 сбежавший после войны в американскую зону оккупации, издал в Париже 
воспоминания, в которых описывает советское варварство по отношению к 
венерическим больным в Германии в 1945 году: «Не помню точно месяца, 
мне кажется, что это было уже в конце июня, — был отдан приказ: никого с
 венерической болезнью на родину не пускать. Это касалось в первую 
очередь военных, как солдат, так и офицеров. Но скоро этот приказ был 
распространен на всех, включая остовцев и военнопленных. Для лечения 
этих болезней созданы были специальные лагеря, потому что речь шла о 
тысячах людей… Один из таких лагерей находился недалеко от Ризы в лесу. В
 этом лагере все перемешалось. Там были и полковники, и младшие офицеры,
 и солдаты, и остовцы, и военнопленные».
Между
 тем во Франции гонорею называют всего-навсего «мужским насморком», в 
англо-русском словаре как-то наткнулся на английское слово «chordee» (от
 корня «chord» — «аккорд, струна»), что на жаргоне означает «воспаленный
 эрегированный пенис, изгибающийся вниз в результате гонореи». Смешно! 
Бездна «цивилизованного» юмора. А у нас, бедных и необразованных 
варваров, Сталин больных гонореей на родину из вшивой Европы не впускал, пока не вылечатся, — вот тиран!
Мухин Юрий
 
 
Комментариев нет:
Отправить комментарий