Обращение

"Во времена всеобщей лжи, говорить правду – это экстремизм"
Джордж Оруэлл

вторник, 14 августа 2012 г.

Бытовое сравнение жизни в двух горняцких городов в 60-е годы в Англии и в СССР

 Создано: vovka_v_3de9c
 
Давно хотел сравнить жизнь свою и их -моих одногодков живущих у нас и живших в своих капиталистических странах но без всякой пропаганды - а РЕАЛЬНО ВО ВРЕМЕНИ - как было.
Знаю, что многим соотечественникам одногодкам моим ,- кому то лучше жилось , кому то хуже - жизнь она разная.
 На основе их воспоминаний и моих - Вот
Попалось в Сети
Интересное про уровень жизни. Англия, 60-е, шахтерский городок.
http://divov.livejournal.com/256304.html

Мое выделено - я род. 1955

"Пол Баррелл (род.1958, Грассмур, Дербишир)
Чапел-роуд была вымощена булыжником, а вдоль нее стояли черные чугунные фонари... задние дворики граничили с полями, которые покрывали восточный склон холма до самых шахт. Напротив нашего нового дома была булочная «Элдредз». Каждое утро, просыпаясь, я вдыхал аромат только что выпеченного хлеба, а на Страстную пятницу — горячих булочек с корицей. Впрочем, скоро запах серы и смолы с шахт вытеснял этот чудесный аромат. Из окна спальни я видел поля, конвейеры для шлака возле шахт и два склада за ними. В августе на полях паслись девяносто пони, которых использовали в шахтах, — их выпускали из темноты на свежий воздух, чтобы они могли наесться травы за время двухнедельного шахтерского отпуска.

До 5 лет моя семья - отец , мать, и я с братом жили на Стройдворе (кажется это современный район Олимпийской) в Кировске в одноэтажном бараке в отдельной комнате. Запомнил- много снега зимой -под крышу у входа в барак,и сохранилась фотография- я легко одет с бабушкой у окна, за окном зима - значит в бараке было тепло. год 1960

Дома на этой улице были абсолютно одинаковыми по размеру и дизайну; красный кирпич со временем почернел от грязи. Во дворе, где не росла трава, была прачечная, туалет и сарай для угля. В этом же дворе сохли на веревке белые простыни. На улицах кипела жизнь рабочего класса: хозяйки в передниках и шалях, из которых они сотворяли нечто вроде тюрбанов, скребли крыльцо и ступени, бежали в магазины, болтали с соседками, перегнувшись через калитку; отцы в тяжелых ботинках и кепках устало брели в забой или из забоя, добродушно подшучивая друг над другом; дети громко вопили, играя в прятки или салки.
Мы перевезли наши пожитки в дом № 47 на тачках. Мама сообщила, что это лучший дом в округе: в нем есть ванная. Рента была высокой — двенадцать фунтов и шесть пенсов, но такое расточительство вполне окупалось тем, что теперь у нас был туалет в доме, а не во дворе. Папе пришлось работать сверхурочно. Но мы навсегда распрощались с жестяным корытом у камина и ночными горшками под кроватью, содержимое которых к утру замерзало. В доме не было центрального отопления, и в моей спальне было так холодно, что, просыпаясь по утрам, я замечал, что капельки конденсата на окне превратились в лед.

В 1960 отец работающий дробильщиком на АНОФ-1 получил квартиру на ул. Мира д.6 кв. 9 - до сих пор стоит. Ванна с туалетом, кухня и комната. Горячая вода, центральное отопление. Отсюда мы с братом ходили в 2-х этажный детсад - тот что за гостиницей "Северная". Здесь в апреле 1961 я услышал по радио о полете в космос Ю.А. Гагарина.Я отчетливо помню как это было- задело значит чем то 6 летнего мальчика.В 1961 либо 1962 дома появился телевизор - Сетевой настольный телевизор третьего класса "Старт-3" Московский радиотехнический завод. Модель 1959 года.
 

Полагаю, в новом доме ванная была единственной роскошью — в доме, где вся жизнь проходила, так или иначе, в задней комнате. Полы не были застелены ковровым покрытием: на них был обычный линолеум, на котором кое-где лежали плетеные коврики. На серванте стоял черно-белый телевизор. Отец приладил к сковороде проволоку, соорудив, таким образом, самодельную антенну, и привесил ее к стене. Как ни странно, она принимала разные передачи, хотя картинка часто была нечеткой и искаженной.
Даже когда мы еще не ходили в школу, в пять лет,(1963 по автору) мы должны были помогать по дому. В понедельник — «день чистоты» — я помогал маме стирать все, что накопилось за неделю. Я смотрел, как она, окуная руки в мыльную воду, запихивает в кадку грязную одежду. Когда она подкладывала мокрое белье под валики, чтобы его отжать, я крутил ручку. Вторник был «днем меди» — мы доставали из шкафов все медные вещи и клали их на стол, на импровизированную скатерть из газеты. Руки и ногти у мамы быстро чернели, и я всегда помогал ей натирать узоры. Наступит день, когда я буду натирать до блеска георгианское серебро для самой королевы, а не медные узоры для мамы. В нашем доме были две очень ценные вещи: деревянные часы на каминной полке, все мое детство отбивавшие каждую четверть часа, и огромное фортепьяно в большой гостиной. Раз в неделю на нем играли.

Стиральная машина появилась у нас до 1963 года, на Этот Новый год мы переехали в Апатиты - отец перешел работать на АНОФ-2. Мы переезжали на автомашине и стиральная машина при переезде уже присутствовала.Дом куда мы переехали стоит до сих пор - 2-х комнатная квартира на Ленина дом 15 . Горячая вода и стиральная машина - и мама у нас справлялась сама. Только пару раз привлекался на помощь зимой снимать промороженное на улице белье.
Из статистики .
В 1960 в СССР выпустили 895 тыс. стиральных машин, в Англии 1047 тыс.
В 1969 в СССР выпустили 5152 тыс. стиральных машин, в Англии в 1968 году 884 тыс.

Денег всегда не хватало. Фрукты у нас были только тогда, когда кто-то болел. В восемь лет я заболел желтухой, и мне впервые купили апельсины, виноград и бананы. Если какой-то семье было заведено, чтобы в буфете все время стояла чаша с фруктами, мы считали это пижонством. Живые цветы в вазе появлялись в доме, только если кто-то умер.

Денег судя по всему хватало, отец работал дробильщиком, мать уборщицей оба на АНОФ- 2 - перешла ради нас детей -типа удобней воспитывать - со стройки, хотя там платили больше.
Фруктов хватало, не были озабоченны их наличием или отсутствием.
Яблоки, сливы, виноград по осени- или в отпуске, мандарины и апельсины на Новый год - все как у всех.

Когда к нам приходили газовщики или электрики, это сулило лишние деньги. За все услуги мы платили при помощи счетчика, который принимал монеты. Когда появлялись представители этих служб, деньги, скопившиеся в счетчике, высыпали на кухонный стол, подсчитывали и складывали в кучки. Мама следила за процессом, как ястреб, — она надеялась, что по счету набежало меньше, чем оказалось в счетчике. Поэтому счетчик всегда был для нас своеобразной копилкой.

Коммунальные услуги не отражались на семейном бюджете, оплачивались вовремя и без всяких нервов.

Каждую пятницу отец приносил домой зарплату, и мама тут же хватала ее. Часть она клала в чайничек для заварки — это на ренту, а часть выдавала отцу; он отправлялся в кафе, целый час стоял в очереди и наконец покупал навынос жареную картошку с мясом: мы всегда ели в конце недели жареную картошку с мясом. Деньги часто заканчивались до очередной зарплаты, но в магазинчике на углу маме давали в долг, а в кооперативе у нее был счет, от которого она даже получала дивиденды: это была какая-то странная, «средневековая» система покупок; дивиденды мама откладывала на всякие непредвиденные расходы либо на летние поездки в Скегнесс, Скарборо или Ньюки.

Хозяйство вела мама. Мясо, рыба были на столе постоянно,- ныне живущие наверное никогда не смогут попробовать то , что ели в то время мы. Зубатка свежая - самозасоленная по маминому рецепту. Одна штука - в эмалированное ведро не умещалась. И жаренную, варенную картошку к ней.
Запомнил магазин в Кировске летом в 1962 году - где мать свободно купила чернобурку - на воротник для пальто. Там эти шкурки сотнями висели, почему запомнил - рядом в этот момент было - Цирк приехал - а меня в магазин утащили. На цирк я все же попал -чуть позднее.


Подрастая, я заметил, что мы были самыми бедными из всех наших родственников. Дядя Билл, брат матери, продавал бензин и машины. У него было столько машин, что мне он казался миллионером. Благодаря дяде Биллу у папы всегда была какая-нибудь подержанная машина. Нашим первым автомобилем был черный «Моррис-майнор», а потом мы приобрели «Форд-зефир» 1957 года, кремово-голубой.

Не повезло нашему Папе - дальтоник - поэтому авто или мото вопрос в нашей семье не стоял.Бедным себя и свою семью никогда не чувствовал

У меня было счастливое детство в той среде, где люди, составлявшие соль земли, зарабатывали свой кусок хлеба тяжким трудом, а все их добродетели, так или иначе, были увязаны с крепкой семьей. Наша улица была нам домом под открытым небом, теплым и дружелюбным...
Здание начальной школы Грассмура было построено в викторианском стиле — с огромными окнами, высокими потолками и коридорами, в которых жило эхо, — коридоры были выложены керамической плиткой. Ученики сидели за деревянными партами и писали заостренной деревянной палочкой, кончик которой обмакивали в чернильницу. Это было «всамделишным письмом», и в мои обязанности как «хранителя чернильниц» входило каждое утро наполнять маленькие фарфоровые горшочки чернилами «Куинк». Потом я нередко вспоминал об этом в Кенсингтонском дворце, наблюдая, как пишет принцесса. Она всегда писала ручкой с золотым пером, но, вместо того чтобы вставить новый картридж с чернилами, обмакивала перо в бутылочку с «Куинк».

С самого начала обучения -Я как и все мои ровесники писали перьевыми ручками, а я его этого англа на 3 года старше 

Мистер Томас, учитель сразу по всем предметам, встал однажды перед классом. Глубоким, рокочущим голосом, который слегка смягчал валлийский акцент, он сказал: «Напишите сочинение о том, чем вы хотите заниматься, когда окончите школу».
Наступила тишина. Мозг каждого из тридцати детей заработал на полную катушку. Большинство мальчишек собирались пойти по стопам своих отцов — они не сомневались, что станут шахтерами, — но я уже в десять лет был уверен, что не пойду в шахту. Работа в шахте казалась мне непривлекательным будущим — угольная пыль, сырость и темнота. «Когда я вырасту, я хочу стать священником» — вот что гласил заголовок моего сочинения. Тогда лучшим решением для меня была жизнь в приходе. Не исключено, что подобные мысли подпитывал мамин спиритуализм, а также ее постоянные внушения, что нужно помогать людям беднее тебя.

А я хотел быть -танкистом. В 6 лет на Стройдворе в Кировске я залез на танк, стоял на его башне и не было в мире ничего красивее этой машины. Как она туда попала, - просто стояла на дороге а мы мальчишки по ней ползали - это был т-55. В 3 классе я настолько испортил зрение чтением, что понял танкистом мне не быть. И перестал об этом думать. 
 
Я был до ужаса робким, тихим мальчиком. И мне было очень неприятно, когда мистер Томас зачитал мое сочинение о том, что я хочу делать в будущем, перед всем классом. Ученики захихикали, а я покраснел как помидор. Конечно, я не выразил мистеру Томасу благодарности за тот случай, но его следовало бы поблагодарить за многое другое. Я бы никогда не стал великим ученым, но я всегда любил учиться, и он замечал во мне желание разбить заплесневелый шаблон, по которому жило каждое поколение всех местных семей. Дедушка Баррел работал на шахтах кузнецом, дедушка Кёрк был шахтером, отец работал на Национальное управление угольной промышленности, его брат Сесил тоже был шахтером. Мама работала в шахтерской столовой, а три ее брата — дядя Стэн, дядя Билл и дядя Кейт — в молодости тоже были шахтерами. Мои братья Энтони и Грэм тоже отправились работать в шахту.

Учебу я начал в Кировской школе рядом с домом с 1 сентября до Нового года-учительница отметила у меня наличие высоких способностей( или как там они говорят), а после переезда в Апатиты продолжил в школе №1. Здесь мне крупно не повезло - учитель начальных классов З.Ф.П меня невзлюбила, соответственно отреагировал и я, -интерес к учебе пропал -и я платил ей 3 (тройками), но много читал - ходил по маминому абонементу в библиотеку ДК Строителей с 3 класса.
Потом был перевод класса в школу № 2. Переход в 5 класс - классный руководитель Ольга Михайловна - хороший учитель и педагог , но поздно школа исправить меня уже не могла.
Помню на математике я решил задачу- по наитию, урока дома не учил и в классе не слушал. О.М. странно смотрела на меня - и спросила - откуда ты это взял.
Решил - ответил я. - а что , не правильно?
Правильно - сказала она - но мы это будем изучать в следующем классе.


Обычно после того как ученики оканчивали начальную школу в Грассмуре, они переходили в среднюю школу Дейн-корт в соседнем поселке Норт Уингфилд. Именно там мальчики становились мужчинами — они записывались в особые бригады для работы в шахте. Казалось, и мне тоже не избежать общей печальной участи, особенно после того, как я провалил экзамен, по результатам которого меня могли зачислить в среднюю школу для мальчиков в Честерфилде. Но тут вмешался мистер Томас. Он сообщил моим родителям, что видит во мне огромный потенциал, который пропадет в Дейнкорте, и помог поступить в среднюю школу для мальчиков «Уильям Роудс», в Честерфилде. Эта была, конечно, не та школа, куда я мечтал попасть, но все же вторая после той, и мама с папой были в восторге. Заплесневелый шаблон раскололся на куски.

После окончания 8 классов папа и мама толкали меня в Кировский техникум, куда я подался на экзамены и быстро их провалил, я хотел идти с друзьями в ГПТУ и пошел куда хотел И было это в 1971 году.

То, что меня приняли в школу «Уильям Роудс», оказалось большим событием на нашей улице. Мне нужна была новая форма, новая, а не с чужого плеча. Она оказалась ужасно дорогой, за ней мы с мамой поехали в Шеффилд на поезде — так я впервые в жизни поехал на поезде...

ГПТУ - были школой для мальчиков и девочек , где они находились на полном государственном обеспечении, получали хорошие знания и практику по ВЫБРАННОЙ профессии и получали среднее образование.

Школа «Уильям Роудс» была государственной школой для мальчиков, в которой учителя носили большие черные одежды. Здесь была строгая палочная дисциплина. Директор, мистер Крукс, нередко применял палку для того, чтобы усмирить тех кто не желал подчиняться. Он был ярым приверженцем хороших манер и безупречного внешнего вида. В школе делался упор на спортивные игры, но моим коньком стали английский язык и английская литература.
Весной 1970 года, когда мне было около двенадцати, мы с семьей впервые поехали в Лондон. Мы шли по улице Мэл, и вдруг увидели белый фасад Букингемского дворца. Мама с папой захотели «пойти посмотреть, где живет королева».
— Интересно, ребятки, она сейчас там? — шутил папа.

В отпуск нас отвозили , а потом самостоятельно отправляли всегда в деревню каждое лето - вплоть до армии. Пытались тащить с собой на юга , куда постоянно папа им мама ездили и фотографировались на фоне Петродворцов, санаториев и прочая, прочая - нам это было неинтересно, мы со средним отбивались - и ехали в деревню

Мы с Энтони как завороженные смотрели на прекрасное здание. Мы просунули головы между прутьями ворот и, вцепившись в них руками, наблюдали за сменой караула. Это было самое восхитительное зрелище за все мое детство. Передо мной открылся мир, который был невообразимо далек от того, в котором мы жили. Я и по сей день удивляюсь почему, но как бы то ни было я вдруг поднял голову и заявил: «Я хочу здесь работать, мама». Дети часто говорят так, не подумав, — увидят пролетающий самолет и тут же хотят стать летчиками, узнают, что Нил Армстронг ступил на Луну, и тут же собираются в космонавты.
Папа ласково взъерошил мне волосы: «Конечно, ты будешь здесь работать, родной».
В ту минуту ни он ни я и представить себе не могли, что всего через несколько лет я, королевский лакей, буду стоять позади Ее Величества на задке государственной кареты, когда она будет выезжать из этих самых ворот..."

После ГПТУ (экзамены на среднее образование ВСЕ сдал на 5) я 2 месяца отработал на предприятии и был призван в СА.
Генеральный секретарь КПСС Л.И. Брежнев сказал - армия это школа, где мальчики становятся мужчинами. Как он прав - наш дорогой Леонид Ильич.Жаль , что это не понимают ни современные руководители , ни папы и мамы, и юноши тоже.
Отслужив - я знал ВСЯ ЖИЗНЬ У МЕНЯ ВПЕРЕДИ.
И это ожидание оправдалось , я никогда не давал повода даже подумать кому бы то ни было, что я ЛАКЕЙСТВУЮ.



Из книги: Пол Баррелл, "Королевский долг".
 Пол Баррелл (род.1958, Грассмур, Дербишир) стал лакеем в Букингемском дворце в 1976-м, одним из двух личных лакеев Королевы в 1977-м. Женился на служанке принца Филиппа (по специальному разрешению Королевы жене Баррелла позволили продолжить работу во дворце). Далее - дворецкий четы Уэльских, затем дворецкий леди Дианы.
Из коментов

Так там всё также. Ливерпуль, середина 50-х. Только что продовольственные карточки отменили. Сортир во дворе. Садик размером с матрас.
Холодно на улице КАК В СИБИРИ, голые коленки стынут. (С) Маккартни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий